ГлавнаяАнтикоррозионная защитаПубликации2009 годОтечественные ЛКМ. Есть ли шанс заменить импорт?

Отечественные ЛКМ. Есть ли шанс заменить импорт?

Работа российских лакокрасочных предприятий в новых экономических условиях всегда была сопряжена с определенными трудностями, т. к. в наследство от плановой экономики заводам досталось устаревшее оборудование и технологии, а многочисленные финансовые реформы практически оставили без оборотных средств. Открытая экономика позволила иностранным компаниям шире развернуть свою деятельность на нашей территории, что благотворно отразилось на потребителях, но осложнило жизнь производителей ЛКМ. Справедливости ради заметим, что российские компании быстро перенимали опыт зарубежных коллег в способах продвижения продукции, улучшали технологии, обновляли парк оборудования. Но, тем не менее, если цена не являлась основным критерием при решении о закупке, потребитель делал выбор не в нашу пользу.

Особенности национального производства промышленных ЛКМ мы обсуждаем с генеральным директором ЗАО НПП «Высокодисперсные металлические порошки» (НПП ВМП г. Екатеринбург) ВАХРУШЕВЫМ Михаилом Владимировичем.

1. Михаил Владимирович, как Вы оцениваете общий уровень развития отечественного производства ЛКМ?

Бурный рост экономики в докризисный период и «строительный бум» в стране создал достаточно ёмкий рынок промышленных ЛКМ. В основном это антикоррозионные и огнезащитные материалы, а также покрытия для древесины. Эта ситуация способствовала развитию отечественных производителей ЛКМ, многие из которых предлагают целый спектр материалов промышленного назначения. Тем не менее, существенную часть рынка на сегодняшний день занимают иностранные производители ЛКМ. Это можно объяснить тем, что конкурентоспособность многих отечественных материалов является недостаточной для работы на ответственных объектах в нефтегазовой, транспортной, металлургической отраслях. Данные отрасли являются основными потребителями промышленных ЛКМ в стране. Но есть исключения. Одним из примеров является наша компания. Постоянное внедрение передовых технологий и разработка современных промышленных материалов, а также большая научно-исследовательская работа, слаженный коллектив и современное производство позволяют нам успешно работать и конкурировать с ведущими иностранными производителями ЛКМ.

Общий уровень развития отечественного производства ЛКМ в масштабах страны остается не на высоком уровне. Я считаю, что основные факторы, которые тормозят развитие отечественного производства – это отсутствие необходимого объема инвестиций в науку и модернизацию производства, отсутствие отечественного химического сырья и пресловутый «человеческий фактор», который, в первую очередь, влияет на стабильность качества выпускаемой продукции.

2. Текущий год подверг серьезному испытанию производителей ЛКМ, особенно тех, кто работает в сегменте индустриальных красок. Как Вы справляетесь с падением объемов потребления?

Как и другие компании, мы стремимся сократить издержки путем оптимизации всех основных процессов на предприятии. С 2002 года система менеджмента качества нашей компании сертифицирована по системе ISO 9001:2008. Полностью адаптированная система под особенности предприятия позволяет эффективно выявлять недостатки всех производственных процессов на предприятии, постоянно повышать качество выпускаемой продукции и сокращать затраты на производство единицы продукции. Вообще мы постоянно работаем над оптимизацией, независимо от экономической ситуации в стране. Думаю, такая стратегия положительно повлияла на объём продаж наших ЛКМ в текущем году, который остался на том же уровне, что и до кризиса. Я знаю и другие примеры, когда предприятия были вынуждены сокращать сотрудников, отказываться от инвестиций и искать новые рынки сбыта. Но на сегодняшний день экономика начинает оживать, что, конечно, позитивно влияет на рост продаж и общее развитие компаний.

3. Есть ли у кризиса положительные стороны?

Безусловно, есть. Я считаю, что кризис дал толчок для развития предприятий. Все задумались о тех факторах, на которые не обращали должного внимания до этого. Оптимизация затрат, изменение стратегии работы, четкое планирование, повышение конкурентоспособности — вот основные вопросы, которыми приходилось заниматься многим компаниям. Думаю, что в работе лакокрасочных компаний появился хороший темп и новые идеи для реализации. Я уверен, что все эти факты позволят отечественным производителям выйти из кризиса более сильными и повысят уровень отечественного производства ЛКМ.

4. Могут ли российские краски успешно конкурировать с иностранными?

К сожалению, на сегодня существует немного компаний, которые могут предложить современные технологичные материалы стабильного качества по оптимальной цене. Но у российских производителей есть условия для того, чтобы конкурировать с иностранными производителями. Конечно, основное — это качество и цена покрытий, оперативность поставок. Например, НПП ВМП успешно конкурирует с ведущими иностранными производителями ЛКМ. Мы разрабатываем и производим современные антикоррозионные и огнезащитные материалы для всех отраслей промышленности при участии ведущих мировых производителей химического сырья. В результате получается конкурентоспособная продукция, не уступающая мировым аналогам по оптимальной цене. За последние годы нашими материалами защищены многие крупные объекты в нефтегазовой, транспортной, металлургической, гражданской отраслях. В том числе, один из самых больших в России мостовых переходов через р. Волга в г. Ульяновск, мост «Патриарший» у Храма Христа Спасителя в г. Москва, нефтегазовые месторождения, резервуарные парки и оборудование компаний «Лукойл», «Роснефть», «Северная нефть», «Пермтрансгаз», угольные фабрики Кузбасса, металлоконструкции стартового комплекса космодрома Куру (Французская Гвиана), стадион в Ханты-Мансийске, торговые центры OBI и другие. Нам доверяют, потому что мы отвечаем всем требованиям заказчика и более 18 лет создаем современные защитные покрытия.

5. Сейчас наблюдается снижение доли импорта. Означает ли это, что освободившиеся ниши заняли отечественные производители?

Откровенно — мы не ощущаем снижение доли импорта на рынке промышленных ЛКМ. Это связано с присутствием большинства мировых производителей промышленных ЛКМ на рынке России, на фоне 5-6 отечественных компаний, которые могут составить им конкуренцию. Масштабы страны и конъюнктура рынка таковы, что будущее за производством в России. Уже сегодня мы наблюдаем, как иностранные производители организовывают свои склады и планируют строительство лакокрасочных заводов на территории страны. Эти факты не дают расслабляться местным производителям, поскольку локальные производства иностранных компаний и их финансовые ресурсы могут поставить под сомнение дальнейшее существование многих местных производителей. Но есть и положительная тенденция роста продаж отечественных производителей, тот стереотип, что все иностранное лучше отечественного, который существует все эти годы, медленно, но начинает ослабевать. Это вселяет оптимизм и стимулирует инвестиции в производство.

6. Что, по Вашему мнению, нужно сделать российским лакокрасочникам для завоевания прочных позиций на рынке и для повышения своего имиджа в глазах потребителя?

Прежде всего — любить свое дело и быть уверенным в своем продукте. Уважать потребителей и думать об их потребностях. Конечно, существенную роль в прочных позициях на рынке играют научно-исследовательская деятельность, инвестиции в развитие и модернизацию производства, испытания и сертификацию продукции. Все эти области требуют немалых материальных вложений, а при том, что процентные ставки по кредитам слишком высокие, существует мало возможностей для развития. Что в свою очередь является тормозом для развития отрасли в целом. Кроме того, хочу обратить внимание на стабильность качества продукции отечественных производителей, которое не всегда отвечает установленным требованиям. Между тем, технологичность и стабильность качества материалов является немаловажным, если не основным при формировании имиджа в глазах потребителей.

Наше предприятие уделяет большое внимание постоянному улучшению эффективности и качества выпускаемой продукции, максимальному сервису для потребителей, включая создание технологической документации, окрасочные работы и инспектирование качества работ на объектах, ну и конечно более выгодная стоимость по сравнению с иностранными аналогами. На развитие производства и научную деятельность наша компания тратит несколько миллионов долларов в год. Поэтому, современное производство и технологии позволяют выпускать материалы стабильного качества. Благодаря такой политике НПП ВМП является ведущим отечественным производителем промышленных покрытий в России.

Вся статья в формате PDF


К списку статей за 2009 год
К общему списку статей